О том, как относятся к грибам разные народы написано уже довольно много. Иногда можно встретить цитаты, в которых те или иные священные тексты упоминают грибы, но очень редко рассматривается вопрос «как же относится к употреблению грибов сама религия?».

Мы не станем рассматривать роль грибов в шаманизме и родственных ему религиях «Нью-Эйдж», благо этот вопрос уже достаточно хорошо освещен, поэтому ограничимся такими религиями как индуизм, буддизм, синтоизм, кришнаизм, джайнизм, христианство, ислам и иудаизм.

В каждой религии отношение к грибам разное.

В каждой религии отношение к грибам разное.

Грибы в разных религиях

Грибы в иудаизме

В иудаизме к грибам относятся примерно так же, как и к любой другой пище, то есть очень тщательно и с подробным выяснением того, что считается чистым, а что — нет.

Например, употреблять в пищу грибы, растущие в дикой местности (по крайней мере, в Израиле) не рекомендуется, поскольку есть опасность отравления. Разрешается есть сырые грибы, однако необходима тщательная проверка и чистка. Нежелательно есть старые грибы, поскольку те бывают поражены.

Молодые грибы нуждаются в проверке, процесс которой описывается равом Давидом Йегудой Вертлибом. В случае если во время осмотра гриба на нем будут обнаружены личинки или следы поедания, этот раввин рекомендует отказаться от употребления такого гриба.

В иудаизме грибы подразделяют на чистые (съедобные) и нечистые - запрещенные к употреблению.

В иудаизме грибы подразделяют на чистые (съедобные) и нечистые — запрещенные к употреблению.

Что касается грибов коммерческого происхождения, то они, как утверждает рав, тоже бывают поражены, поэтому в магазинах предпочтение следует отдавать тем из них, у кого шляпка плотно прилегает к ножке. В случае если требуемого прилегания нет, необходимо удалить пластинки на шляпке, после чего замочить гриб вместе с моющим средством. После того, как гриб вымокнет, его (и шляпку и ножку) нужно нарезать мелкими кусочками и проверить на предмет наличия прогрызенных отверстий.

Однако на этом иудейское духовенство не останавливается, и предлагает считать голландские грибы не кошерными (нечистыми), нарезанные индийские – чистыми только после прохождения авторитетного наблюдения, а китайские и из прочих стран, независимо от того нарезанные они или целые – нечистыми и запрещенными к использованию.

Сушеные грибы рекомендуется не использовать, поскольку они производятся в основном в Китае, а проверить их очень трудно.

Сушеные грибы иудеи не едят.

Сушеные грибы иудеи не едят.

Грибные порошковые супы разрешается есть, только если предприятие дает гарантию и производство соответствует нормам иудаизма.

Грибы в христианстве

Христианство какой либо конкретики по части употребления грибов не дает. Возможно, причина в том, что, по христианским понятиям, такого явления, как нечистая пища не существует. И только к крови отношение христианства не слишком благожелательное.

Однако, один гриб все же был упомянут. Например, один исследователь библии (Джон Марко) решил, что в корне всей римской теологии находится именно употребление мухоморов и сексуальная практика, связанная с этим. Правда, большого признания эта теория не нашла. Все эти идеи были изложены в 1970-м году в книге «Священный гриб и крест».

Отношение христиан к грибам всегда было нейтральным, однако о мухоморах ходили нехорошие слухи.

Отношение христиан к грибам всегда было нейтральным, однако о мухоморах ходили нехорошие слухи.

Надо сказать, что книгу раскритиковали по всем позициям виднейшие ученые, а другой автор-христианин даже составил детальное опровержение книги по каждому изложенному пункту, написав об этом свою книгу. В заключение он заявил, что если бы теория была верной, то тогда это был бы один из самых тщательно хранимых секретов в истории, поскольку о ней не проговорился ни один отец церкви.

Однако, несмотря на это, грибной миф о происхождении христианства не утерял своей притягательности. Во всяком случае, в 2002 году была опубликована книга «Волшебные грибы в религии и алхимии», которая впоследствии была переиздана под названием «Странный плод». В книге отстаивается идея использования красного мухомора Иисусом и его апостолами, Иезекиилем, Исайей, Елисеем, Илией, Моисеем и даже Адамом и Евой.

А за один год до этого, несколько американских исследователей опубликовали книгу «Яблоки Аполлона» где корнем событий происходивших с героями греческой мифологии, Иисусом и героями легенд о святом Граале, был назван мухомор. Изложенные в этой книге теории тоже не слишком аргументированы, однако жесткой критики в сторону этого труда уже не раздается, поскольку уровень аргументации в книге находится на крайне низком уровне.

Приведенные в литературе факты о "зловещем" мухоморе мало аргументированы.

Приведенные в литературе факты о «зловещем» мухоморе мало аргументированы.

Можно предположить, что подобные измышления будут периодически всплывать и дальше, однако в целом можно заключить, что связь христианства с грибами ничуть не глубже, чем его связь с ананасами.

Грибы в исламе

Ислам грибы не просто разрешает, но даже поощряет. «Сахих аль-Бухари» утверждает, что гриб – это милость Аллаха, а его вода – лекарство для глаз. Другие варианты перевода этого хадиса говорят, что речь идет не о грибах в целом, а о трюфелях.

Грибы в индуизме

Как утверждает сэр Уильям Джонс, который стал первым переводчиком и комментатором «Ману-смрити», согласно законам Ману растущие на нечистых местах растения и грибы не годятся для питания дважды рожденных (представителей трех высших каст – брахманов, кшатриев и вайшья). Более того, священный текст гласит, что если дважды рожденный будет сознательно употреблять в пищу грибы, он будет изгоем.

Индусы крайне категоричны по отношению к употреблению грибов.

Индусы крайне категоричны по отношению к употреблению грибов.

Далее текст рассказывает, что в древности индусы испытывали к грибам такое отвращение, что кто их употреблял, независимо от того рос гриб на дереве или на почве, считался преступником. Причем вина таких людей считалась столь же тяжелой, как у убийц брахманов. Такие люди считались самыми презренными из преступников.

Правда, некоторые подозревают сэра Джонса в том, что некоторые из законов Ману были им просто-напросто придуманы, а то, что здесь написано о грибах, слишком уж напоминает обычаи англичан.

Во всяком случае, Бхагавадгита утверждает, что всю пищу можно поделить на три группы (гуны). В высшую гунну входят продукты приносящие любовь, радость и счастье, такие как овощи, фрукты, злаки, орехи и молочные продукты. В среднюю – продукты возбуждающие страсть, в числе которых чай и кофе. А вот к низшей гуне, которую называют гуной невежества, относят не только мясо, рыбу и яйца, но и лук, чеснок и грибы. Следовательно, в целом отношение индуизма к грибам можно классифицировать как четко негативное.

Грибы занимают самую низкую нишу в индуизме.

Грибы занимают самую низкую нишу в индуизме.

Грибы в буддизме

Едва ли не единственное, что связывает эту религию и грибы является последняя трапеза Будды. Правда, для буддистов этот вопрос не имеет особого значения. Однако для ученых он достаточно интересен. Во всяком случае, начиная с XIX века, на эту тему написали уже свыше десяти исследований. Согласно преданиям эта трапеза произошла у кузнеца по имени Чанда, который накормил основателя этой религии блюдом под названием «сукара-маддава». И хотя некоторые считают, что это было блюдо из свинины, более вероятной считается версия, что это были подземные грибы, относящиеся к роду Scleroderma, который, кстати, используется в буддийских ритуалах.

Легенда говорит, что сам Будда просил кузнеца накормить его монахов каким-нибудь другим блюдом, а остатки этого блюда спрятать в земле, как это обычно делали с такими грибами, чтобы сохранить их. Вероятнее всего, что кузнец предложил Будде эти грибы, рассчитывая продлить ему жизнь, поскольку знал о его скорой смерти.

Грибы в джайнизме

В этой религии все четко и однозначно. Употреблять грибы джайнистам запрещено. Впрочем, кроме грибов джайнистам нельзя употреблять и различные клубни, луковицы и корни растений по причине того, что в них содержится множество жизней, а также потому, что форма некоторых корней очень похожа на человека.

Гриб рода Scleroderma, который сантали называют «путка» - единственный гриб, имеющий «одушевленное» имя.

Гриб рода Scleroderma, который сантали называют «путка» — единственный гриб, имеющий «одушевленное» имя.

Грибы в кришнаизме

«Международное общество сознания Кришны» считает, что от употребления грибов следует воздерживаться, поскольку они растут по ночам. Кроме грибов кришнаиты не одобряют вызывающие разрушающую страсть хмель, хрен, чеснок и лук.

Грибы в синтоизме

А вот японцы обожают рядовки называемые «мацутакэ». Их любовь к этому грибу настолько велика, что в честь мацутакэ даже создаются храмы. И поскольку ко всем проявлениям вселенной синтоизм относится равновзвешенно, то и находящийся в городе Иваидзуми синтоистский храм так и называется – Иваидзуми Мацутакэ и украшен большими изображениями грибов из дерева. Несложно догадаться, что этот храм посвящен именно этому японскому деликатесу.

Кстати, необходимые для содержания этого храма средства жертвуют перерабатывающие мацутакэ кооперативы.

Синтоиты делают из мацутакэ невероятные деликатесы.

Синтоиты делают из мацутакэ невероятные деликатесы.